file trust_3.doc 19.2.95;
26.11.95
ИСТИНА В РОЛИ
СВЯЗУЮЩЕГО СЛОВА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ, ЖУРНАЛИСТИКОЙ И ОБЩЕСТВОМ
(проблема
актуализации виртуальной истины)
Лев Московкин,
Наталья Вакурова
1. Абсолютная и виртуальная истина в журналистике.
В информационных каналах цивилизации циркулируют два типа
истин, условно разделяемых в обозначении как абсолютная и относительная.
Соответственно названию, первое есть утверждение, слово или их сочетание (slogan), находящее себе удобное место в
человеческом сознании и тиражируемое как штамп в соответствии с потребностью
акцептора информации — человеческого сознания, причем совершенно независимо от
наличия или отсутствия логической непротиворечивости и физического смысла. Это
прежде всего эмоционально–активный словесный образ, воспринимаемый целостно.
Собственно, “абсолютная истина” чужда критерию истинности, ее словесное
выражение не может служить объектом приложения формальной логики и даже может
не содержать информации, за исключением самого факта размножения конкретного знакосочетания,
например “Пролетарии всех стран соединяйтесь” или “Нет нет никого кроме бога
одного”. Феноменология распространения абсолютной истины гомологична явлению
моды и особенно впечатляет на виражах истории, что имеет свое эволюционное
предназначение с имманентным физическим смыслом. Обыватель воспринимает историю
как череду абсолютных истин, каждая из которых маркирует конкретное острое
время и не м.б. понята извне. Мы так и говорим: “эпоха космополитизма”, или
“коллективизация”, или “macCkarthy terror”, или еще проще — “дело врачей”,
“самолетное дело”.
2. Системность и структура как общность естественного и
гуманитарного.
В последние
годы в естественной науке произошли существенные перемены, устранившие самое
возможность разграничения гуманитарного и естественного, уравняв в физичности
различные пути добычи информации относительно истины: если в прошлом роль
предмета исследования играла материя
(вещество и излучение), то теперь это структура.
Перемены в естественных науках столь глубоки и круты, что не все способны их
принять и зависит это от способности человека к системной логике. Оказалось,
что сама структура хаоса определяет
каналы самоорганизации и эволюцию системы, поведение которой в описании не
связано с описанием поведения ее элементов! Системы любой — от генетической в
клетке до системы идей в интеллектуальном болоте, где вообще трудно ограничить
физические очертания системы и идентифицировать материальный носитель, но
теперь этого и не требуется.
3. Роль журналистики в обществе.
Кроме
величины и значимости, она более чем конкретна — будет достаточно знать, что в
геноме клетки существует так называемый molecular
drive, или механизм, взрывающий систему изнутри при резкой или быстрой
смене внешних условий, когда система остается несогласованной с окружением.
Придуманное биологом образное выражение “Министерство революций в
правительстве” столь же адекватно отражает роль mass–media в современном мире,
как и molecular drive в живой клетке. Журналистика равнозначно представима в
трех формах: еще один вариант игры людей;
социальный институт со своими
специфическими характеристиками — тезаурусом, человеческим контингентом,
правилами игры (конвенциальностью); социальный
механизм генерации виртуальной истины, снимающий социальное напряжение и
ускоряющий эволюцию макросоциальной системы в целом. В таком ключе СМИ есть
источник эмиссии и каналы сукцессии (тиражирования) виртуальной истины в
процессе ее актуализации, то есть трансформации журналисткой виртуальности в
сиюминутную необходимую истину как варианта абсолютной.
4.
Журналистика и власть.
Эффективность
советской властной структуры была обеспечена взаимодействием как бы известной
машины подавления и устрашения с мало изученной структурой генерации и эмиссии
перманентного потока актуальных истин, от идей обобществления и “борьбы” с
антисемитизмом до “Евреи–врачи — убийцы!” В процессе легитимизации как говорили
в прошлом “социального заказа” знакосочетание проходит не менее пяти этапов:
акцептирование неоформленных настроений человеческой массы с особой
чувствительностью к переменам (“Дети Арбата”), творческий процесс генерации
словесных выражений, затем их апробация в форме актуальной истины неформальными
или ограниченными каналами (например, идея десталинизации под авторством Никиты
Хрущева), затем тиражирование в форме необходимой истины — коллективизация,
фашизм, тотальная агрессивность, антисемитизм и отказ от национальных или
родовых корней в годы красных десятилетий, аналогично имитация капитализации,
плюрализм, анти–антисемитизм в качестве государственной политики и возврат к
национальным корням на выходе из исторической эпохи. Последним этапом может
пройти завершение — становление абсолютной истины в роли инвариантного
относительно исторического времени тиражируемого утверждения. Четвертая власть
не зависима от первой — любая власть следует умонастроениям аудитории, и в этом
смысле все ветви власти горизонтально связаны конкурентной журналистикой.
5. Журналистика и личность.
В настоящее
время мы находимся в хвосте крупнейшей за историю человечества умственной
эпидемии и из своего острого времени не можем понять другого, более
естественного для жизни и более протяженного. Но жизнь человека коротка и
другого времени мы просто не знаем, лишь чувствуем, как быстро и неожиданно
меняются выигрышные правила игры — залог успешной социализации человека. Люди
просто не знают себя в наступающем новом качестве, лишь чувствуют внутреннее
напряжение и неизбежно выходят из удобства личной семейной судьбы на арену
макросоциальных событий. В результате жизнь ставит над журналистикой
эксперимент — а что господа журналисты напишут людям завтра, если то, что они
публиковали еще вчера, откровенно нелепо звучит уже сегодня?
6. Особенности функционирования СМИ в наше время.
Обычно
идентифицируется две основные группы функций СМИ — рекреативная (отдых,
релаксация) и информационная, что правомерно лишь с точки зрения отдельной
личности в составе аудитории. Большинство исследователей не идут далее уровня
личности. Роли СМК — они же функции, если говорить об обществе как системе —
также подразделяются на две группы: 1. интеграция и структурирование
(поляризация) общества относительно тиражируемых эстетических ценностей,
образов, виртуальных истин; возможность незадержанной эволюции необходимой
истины (генерация, эмиссия, тиражирование/сукцессия, викарирование);
актуализация виртуальной истины в необходимую и творчество виртуальной
реальности; в конечном счете — создание новой системы мифов (или реанимация
старой); 2. акцептирование и выход на макросоциальную арену творчески
агрессивных личностей, создание самой возможности позитивной реализации
личности, пассионарный заряд которой в более бедной среде реализовался бы в
геростратизм (функция любой многоролевой игры, вариации на тему высказывания
Достоевского “Красота спасет мир”)
7. Особенность России: жизнь в отраженной реальности?
Резкая
перемена отечественной действительности коснулась прежде всего отраженной
реальности. Жизнь действительно поставила над журналистикой и ее апологетами
острый эксперимент. Глубокие изменения достали язык, словарный запас и понятие
истины, забросали текущим мусором прошлой морали пропасть между бытовым и
печатным словом, наложив печать вечности на российскую обыденность. На
поверхности остались те, кто был готов к переменам, или ждал их, или жил вне
их, руководствуясь красотой внешней формы в роли критерия истинности. В
настоящее время предметом особой гордости журналиста, особенно преподавателя,
является тот факт, что опубликованное за его подписью в советское время и позже
не взаимопротиворечит через время. Однако среди прекрасно себя чувствующих в
волнах перемен достаточно и таких, кто беззастенчиво сменил “партийность” на
“рекламность” и в общем здесь тоже есть чему поучиться. Тем более что вопреки
убеждениям, никакого “рынка” в редакционно–издательском деле нет — цены на
бумагу, типографские и почтовые услуги несоразмерно превышают мыслимые
стоимости подписки и продажи. В результате как были СМИ зависимы от некоего
важного фактора — так это и осталось, как было не принято говорить об этом
откровенно — ничего и не изменилось: пространство аудитории заполняется словами
о рекламе и маркетинге под рефрен об этике журналиста, но журналист существует
на скрытую рекламу, выпуская газету на дотации, скрывая источник финансирования
под фиктивные цифры тиража.
8. ВЫВОДЫ
· Практически все основные проблемы журналистики, общества и
власти формулируются с использованием одного и того понятия — виртуальной
истины в ее абсолютном выражении, которая вне необходимости что-либо доказывать
и непонимаема из другого времени.
· В отличие от эпохи, когда правда была простым отрицанием
“Правды”, роль журнализма в развитии общества стала интереснее, но события без
интерпретации теряют эмоциональную активность в восприятии. Исчезает даже
статус “события” без подкрепления виртуальной журналистской “правдой”.
Создается впечатление, что событийный мир современного российского гражданина
творят журналисты.
· С другой стороны, “журналистская правда” в ее интерпретациях
нуждается в минимальной информации о событиях — теории строятся по отдельным
случайным фактам невысокой значимости.
· Желание влиять с последствиями на настроение толпы,
помноженное на ситуационную возможность, вгоняет личность в социальный канал
роли и тем освобождает от совести и ответственности. В общем, каждый журналист
понимает — достаточно самого по себе привлечения внимания к тому, что он
освещает.
· Ощущение, что “дорога к храму” существует, возникло в связи
с потребностью в ней — ее как не было, так и нет, и пишут о ней люди, не
верящие ни во что, кроме личного жизненного успеха. Храм — пример виртуальной
эманации общественного сознания, было б чему молиться в роли сверхценности.
Видимо, придумать вовремя верное слово и затем донести его до аудитории —
лучший способ повлиять на ход истории и тем оставить о себе историческую
память.